Ретроспектива через 100 лет. Особняк Алфераки.
 

Великие люди России! Фамилия Алфераки появляется в России в конце XVIII века, она подарила России известных политических деятелей, ученых, композиторов.

Семейство Алфераки относилось к многочисленной диаспоре греческих поселенцев, основная масса которых появилась на берегах Чёрного и Азовского морей во времена императрицы Екатерины Великой, сыграв значительную роль в экономическом и культурном развитии края, превращении Таганрога в большой торговый порт.

Первым из рода прибыл в Россию Дмитрий Ильич Алфераки (1743-1830). Он происходил из старинной, благородной фамилии архонтов (архонт – начальник, правитель, высшее должностное лицо в древнегреческих полисах (городах - государствах).

В городе Мистра (Пелопоннес) имел родовой замок Пиргос, во время экспедиции графа А.Ф. Орлова-Чесменского он присоединился к русским войскам и отличился в битвах при Лемносе и Митилене. За эти подвиги был награжден чином капитана, по приглашению князя Г.А. Потемкина-Таврического перешел в подданство России.

В 1784 г. получил от императрицы Екатерины II значительное (около 7 тыс. десятин) имение вблизи Таганрога, названное им "Лакедемоновкой" и грамоту на потомственное дворянство.

В 1774 г. заложил и построил церковь во имя великомученика Димитрия Салунского, в настоящее время это Никольский храм.

Дважды избирался Предводителем таганрогского дворянского сообщества. Принимал активное участие в развитии города Таганрога, его порта и региона.

Значительный след в Таганроге оставил сын главы рода Николай Дмитриевич Алфераки (1815 – 1860 гг.), действительный статский советник.

Приехав в Таганрог, построил особняк, прославивший на века фамилию Алфераки и ставший архитектурной жемчужиной Таганрога (1848 г.).

Автором проекта был профессор Петербургской академии художеств, архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер, признанный авторитет в вопросах дворцовой архитектуры. Лепка античной работы, украшавшая здание снаружи и изнутри, анфиладное расположение парадных комнат, потолочная роспись гостиной, сделанная итальянскими художниками, большой двусветный зал, высотою около 9 метров, украшенный картинами, камином и массивными часами, приближали здание к дворцовому типу. Вся мебель в доме, обстановка и сервировка были приобретены за границей. В этом зале Алфераки давали грандиозные балы, на которые приглашалось избранное таганрожское общество.

Князь М.Г. Голицын, побывавший в Таганроге в 1857 г., писал: "В отношении великолепия в Таганроге есть дома, не уступающие царским палатам. Таков, например, дом известного богача, негоцианта Алфераки, стоящий, по уверению многих, внимательного осмотра по превосходным картинам, статуям, антикам и другим предметам художественной роскоши".

Предметом особой гордости Алфераки была итальянская опера, которую они закупали на целый сезон и которая вносила необычайное оживление в тогдашнюю жизнь города. На подмостках таганрогского театра пела знаменитая Паулина Лукка и произносили монологи из Шекспира великие актеры - итальянец Сальвини и негр Олдридж.

После смерти Н. Д. Алфераки дела семьи пришли в упадок. В конце 70-х годов занимавшее весь квартал домовладение перешло к купцу Негропонте, который распродал его по частям. Дворец с садом был куплен купеческим обществом для клуба "Коммерческое собрание". В большом зале часто устраивались концерты с участием приезжих знаменитостей. Во время своего пребывания в Таганроге клуб посещал П. И. Чайковский. В 1876 году, будучи гимназистом, А. П. Чехов впервые попал на концерт с участием профессора Петербургской консерватории Л. С. Ауэра и композитора Танеева. Тогдашнюю жизнь дворца, неизбежную карточную игру, царящую в клубе, прогулки по саду запечатлены в его рассказах "Ионыч", "Маска", "Моя жизнь".

После революции 1917 г. здание клуба занимали различные советские учреждения, с 1927 года оно было передано краеведческому музею, основанному ещё в 1898 году. Была в истории городского краеведческого музея и долгая полоса, именуемая капитально-восстановительными работами. Музей закрыли на ремонт в 1966 году, а завершили его в 1971. За это время исчезли потолочные росписи, прекрасные цветные плафоны на библейские сюжеты, во многих местах убрали художественную лепнину, унесли в запасники зеркала, картины, скульптуры. В 1989 – 96 гг. были проведены реставрационные работы, позволившие во многом восстановить первоначальный облик дворца. Предстал в прежнем своём великолепии знаменитый двухъярусный зал, где сейчас проходят концерты, выставки, торжественные бракосочетания, отмечаются памятные даты. Музей вновь превратился в важнейший центр культурной жизни Таганрога.


Яндекс.Метрика